(1644, г. Вязьма - 28.07.1697, г. Тамбов), свт. (пам. 28 июля, 10 июня (2-е обретение мощей), в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых, 23 сент.- в Соборе Липецких святых), еп. Тамбовский (1685-1697).
Документальных сведений о происхождении П. не сохранилось. Крещен в честь исп. Прокопия Декаполита (пам. 27 февр.). В юности поступил в Иоанно-Предтеченский муж. мон-рь в Вязьме (см. Вяземский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь). В 1677 г. возглавил эту обитель, возведен в сан архимандрита. В годы настоятельства вернул во владение мон-ря слободку, захваченную горожанами. Получил широкую известность в связи с конфликтом с горожанами, возникшим из-за почитавшейся в Вязьме иконы прп. Аркадия Вяземского. П. изъял эту икону, указав на то, что она была неправильно написана. Дело об иконе дошло до патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова), к-рый признал правоту П.
Административные, организаторские способности П., его принципиальность в церковных вопросах способствовали тому, что 1 сент. 1684 г. патриарх назначил П. епископом Тамбовским. Хиротонисан во епископа 15 февр. 1685 г. Скудость материального обеспечения Тамбовской кафедры вынудила П. еще до отъезда в Тамбов позаботиться о приписке к ней новых вотчин. Хлопоты епископа продолжались почти 2 года и увенчались успехом: для содержания к Тамбовской кафедре были приписаны Чернеев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь, Проломская в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя прп. Сергия Радонежского муж. пуст. (ныне с. М. Пролом Шацкого р-на Рязанской обл.) и Вышенская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (см. Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь).
В Тамбов П. прибыл в первых числах марта 1686 г. Постановил проводить в престольные праздники крестные ходы из Преображенского кафедрального собора в приходские храмы. На всех въездных воротах Тамбовской крепости были размещены иконы. В 1688 г. в лесу (близ Тамбова) на собственные средства основал Трегуляевский во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь: там были построены деревянный храм во имя св. Иоанна Предтечи и неск. келий, 1-м настоятелем обители П. назначил игум. Варлаама. П. любил уединяться в Трегуляевском мон-ре для молитвы и духовных размышлений. В 1690 г. участвовал в отпевании почившего патриарха Иоакима. В том же году основал тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь, 1-й игуменией к-рого стала его родная сестра (в монашестве Екатерина). В 1694 г. по инициативе П. началось строительство нового, каменного кафедрального Преображенского собора в Тамбове, причем каменщиков для него епископ нашел, находясь по делам в Москве. По преданию, епископ лично принимал участие в строительстве собора, к-рый стал 1-м каменным зданием Тамбова. При жизни П. был возведен 1-й этаж, он сам освятил правый придел во имя свт. Николая Чудотворца. П. лично нашел и исследовал неск. источников в Тамбове и его окрестностях, наиболее известный из них - к востоку от строившегося Преображенского собора.
П. укреплял материальную базу епархии, понимая, что от этого во многом зависит миссионерская и просветительная деятельность среди язычников, к-рых было немало в Тамбовской епархии. В 1692 г. епархии передали во владение т. н. Талинскую поляну (участок земли в 500 дес. (546,27 га) по речкам Талинка и Керша). Впосл. здесь были основаны села Б. и М. Талинка, Керша и Казыванье. Кроме этих угодий П. удалось получить для Вышенской пуст. 300 дес. (свыше 327 га) по р. Кореян и 600 дес. (свыше 655,5 га) по р. Ките. За строившимся кафедральным Преображенским собором епископ возвел архиерейский одноэтажный каменный дом, хозяйственные постройки, кладовые и погреба.
Известны работы П. как иконописца. Ему приписывают авторство икон Божией Матери Смоленская, Казанская (по благословению П. была установлена на юж. воротах тамбовской крепости), Тамбовская (список Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, с предстоящими прп. Алексием, человеком Божиим, и прмц. Евдокией (соименные святые родителей П.?), привезен святитилем в Тамбов, по преданию, находился над зап. воротами города), а также образ «Распятие, с предстоящими» (стоял на кремлевских воротах города, в надписи датировался 1686). Иконы известны по фотографиям нач. XX в. (местонахождение неизв.). Широко почиталась Девпетуровская икона Божией Матери, считавшаяся келейным образом святителя (чтимый образ с живописью более позднего времени хранится в кафедральном Преображенском соборе Тамбова).
П. скончался в Тамбове и был похоронен в приделе во имя свт. Николая Чудотворца Преображенского кафедрального собора. Длительное время годом его смерти считался 1698-й, указанный на гробнице. Этим же годом его смерть датировал и «Тамбовский летописец». Однако в кон. XIX - нач. XX в. в приходно-расходных книгах Патриарших приказов были обнаружены сведения о том, что в 1698 г. епископом Тамбовским был уже Игнатий (Шалгин (Шангин)), а в 2013 г. М. А. Климкова нашла в ГА Тамбовской обл. в фонде Козловского во имя Святой Троицы мужского монастыря грамоту, подписанную преемником П. еп. Игнатием в апр. 1698 г. (Климкова М. А. Свт. Питирим Тамбовский: начало и конец Рос. империи: (к 100-летию канонизации). Тамбов, 2014. С. 2, 10). Т. о., годом смерти П. несомненно следует считать 1697-й.
Во 2-й пол. XIX в. благодетели стали активно украшать место упокоения П. В 1876 г. на деньги неизвестных жертвователей была изготовлена новая деревянная гробница. Осенью 1882 г. над гробницей была установлена хрустальная сень (изготовлена на средства госпожи Панкевич). Рядом с гробницей, у юж. стены Преображенского собора, в особом киоте под стеклом хранилась фелонь П. К 1898 г. в кн. «Описание чудес…» было записано 240 случаев помощи по молитвам П.
В 1897 г. духовенство Преображенского собора Тамбова обратилось к еп. Тамбовскому и Шацкому Александру (Богданову) с прошением ходатайствовать перед Синодом о праздновании 200-летия со дня кончины П. в 1898 г. По указу Синода от 18 мая 1898 г. было разрешено совершить молитвенное чествование П. Ключарь Преображенского собора прот. М. Г. Озеров составил к этому событию краткое Житие П. (изд. тиражом 20 тыс. экз.). На торжественные богослужения прибыли паломники со всей Тамбовской губ. Мероприятия 1898 г. стали началом активной подготовки к прославлению П.
1 нояб. 1911 г. в Преображенском соборе были устроены всенародное моление и заупокойная литургия по П. Жители города обратились к архиеп. Тамбовскому и Шацкому сщмч. Кириллу (Смирнову; впосл. митрополит) с просьбой ходатайствовать перед Синодом о причислении П. к лику святых. Ходатайство было поддержано архиеп. Кириллом, управой г. Тамбова и управами уездных городов Тамбовской губ. Возможно, определенную роль в деле прославления святителя сыграл и тот факт, что во время участия в сессии Синода 28 февр. 1912 г. архиеп. Кирилл был представлен имп. мч. Николаю II Александровичу и мог лично рассказать ему о намерении прославить П. Синод удовлетворил ходатайство архиеп. Кирилла и принял решение об организации специальной комиссии для исследования чудес по молитвам П., к-рая приступила к работе 27 июня 1912 г. под председательством архиеп. Кирилла. В ее состав вошли представители духовенства и приходов, полицейские чины и члены городской управы. Исследовав 52 случая выздоровления, комиссия признала 34 из них чудесными исцелениями по молитвам П. 14 янв. 1913 г. комиссия завершила работу и представила протоколы заседаний в Синод. 13 июня императору был представлен доклад Синода о признании в лике святых П., о торжественном прославлении его 28 июля 1914 г., о составлении ему особой службы и о всенародном объявлении об этом. 18 июля последовал имп. указ о том, что «почившего Питирима, епископа Тамбовского, признать в лике святых благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения». Синод направил указ архиеп. Кириллу. 25 янв. 1914 г. в «Тамбовских епархиальных ведомостях» опубликовали «Деяние Святейшего Синода», в к-ром, в частности, говорилось: «Во блаженной памяти почившего Питирима, епископа Тамбовского причислить в лике святых благодатию Божиею прославленных, оставив честные останки его под спудом на месте упокоения». 12 мая на имя архиеп. Кирилла поступил указ «о разрешении при предстоящем прославлении святителя Питирима Тамбовского чудотворца, изнести из земли честные его останки и положить их в особый гроб и раку, для благоговейного поклонения верующих».
Архиеп. Кирилл через «Тамбовские епархиальные ведомости» обратился к пастве с призывом включиться в подготовку предстоящих торжеств. Начался сбор средств, в к-ром приняли участие все сословия губернии; в короткие сроки было собрано свыше 16 тыс. р. Активное участие в подготовке к торжествам приняла А. Н. Нарышкина: она стала ближайшей помощницей архиеп. Кирилла и пожертвовала более 10 тыс. р. Щедрые пожертвования поступили и от членов имп. фамилии. Ко дню прославления прот. В. П. Тигров и тамбовский поэт И. А. Аносов составили 2 акафиста святителю; акафист Тигрова получил одобрение комиссии по подготовке торжеств. К торжествам над колодцем близ Преображенского собора, ископанным П., была сооружена металлическая часовня.
Программа торжеств предполагала, что из всех уездных городов губернии в Тамбов направятся крестные ходы. 21 июня 1914 г. порядок их проведения был утвержден архиеп. Кириллом, однако в связи с началом первой мировой войны и мобилизацией почти все крестные ходы пришлось отменить (было разрешено провести лишь один из них - 9 авг. из с. Станичная Слобода Борисоглебского у.). 29 июня Николай II утвердил одобренный Синодом «Чин церковных торжеств по случаю прославления Тамбовского святителя Питирима 25-29 июля 1914 года». Основным местом проведения празднования стал Преображенский собор. На торжества в Тамбов прибыли несколько архипастырей - уроженцев Тамбовской губ.: митр. С.-Петербургский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский); епископ Черниговский и Нежинский сщмч. Василий (Богоявленский; впосл. архиепископ); еп. Уральский Тихон (Оболенский; впосл. митрополит), вик. Самарской епархии; еп. Михайловский Амвросий (Смирнов; впосл. архиепископ), вик. Рязанской епархии; еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев; впосл. архиепископ), вик. Могилёвской епархии. В торжествах прославления участвовали настоятели мон-рей Тамбовской епархии и др., всего неск. десятков тысяч человек.
Перед началом торжества на гробнице П. ежедневно совершались всенощные бдения, литургии и панихиды. Программа прославления П. началась 27 июля 1914 г. совершением заупокойной всенощной. После литургии в нижнем Благовещенском храме Преображенского собора архиеп. Кирилл провел торжественный крестный ход к колодцу П. на берегу р. Цны, где при большом стечении богомольцев он освятил воздвигнутую к этому событию кованую часовню. По окончании литургии гроб с мощами П. был поднят в верхний храм и поставлен перед архиерейской кафедрой. К 10 ч. в собор прибыли митр. Владимир (Богоявленский), архиеп. Кирилл и епископы Василий (Богоявленский), Тихон (Оболенский) и Варлаам (Ряшенцев), которые прошли к мощам П., совершили поклонение и целование. По окончании литургии был совершен молебен святителю, по прочтении Евангелия гроб с мощами обнесли вокруг храма под звон колоколов всех церквей Тамбова. Перед гробом были пронесены Тамбовская икона Божией Матери и Девпетуровская икона Божией Матери, иконы святых, осенявшиеся рипидами. По окончании крестного хода гроб святителя был внесен в нижний Благовещенский храм и поставлен в юж. приделе. Завершающим событием торжеств стало посещение Тамбова имп. Николаем II, имп. мц. Александрой Феодоровной и их дочерьми, вел. княжнами мученицами Ольгой Николаевной и Татианой Николаевной, 7 дек. 1914 г. В Тамбове члены имп. фамилии побывали в Преображенском соборе, приложились к мощам святителя, посетили Питиримовский колодец за собором.
В 1919 г. св. мощи П. выставили на всеобщее обозрение. В 1929 г. их повторно вскрыли при закрытии Преображенского собора, затем хранили в запасниках Тамбовского краеведческого музея. Часовня над Питиримовским колодцем после 1917 г. была разрушена, колодец засыпан, на его месте установлена опора ЛЭП.
В 1988 г. мощи П. были возвращены Русской Церкви и помещены в Покровский собор г. Тамбова. С открытием в 1991 г. Иоанно-Предтеченского храма тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери мужского монастыря мощи П. были перемещены в этот храм. В 1993 г., во время визита в Тамбовскую епархию патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), мощи перенесены с крестным ходом и помещены на прежнее место у столпа в юж. части нижнего Благовещенского храма Преображенского собора.
В 2002 г. вновь построенный храм в Трегуляевском мон-ре освящен в честь 2-го обретения св. мощей П. В 2007 г. опора ЛЭП перенесена с места Питиримовского колодца, колодец очищен, в том же году над ним возведена копия прежней часовни (освящена после реконструкции митр. Тамбовским и Мичуринским Феодосием (Васневым) 10 авг. 2016).
Иконография П. отличается устойчивостью, восходит к сохранившимся портретам, а также к рассказам очевидцев о чудесных явлениях святителя. Его образы легко опознаются по характерным особенностям внешности святителя. Иконы П. первоначально создавались в относительно короткий период - со времени прославления в 1914 г. до революционных событий 1917 г.
Один из авторов жизнеописания П. так описал облик святителя в зрелые годы жизни: «…росту более, чем среднего, можно сказать, высокого и соответственно росту, широк в плечах и виден; лоб имел широкий, открытый,- глаза большие, светлые, быстрые, проницательные, нос несколько продолговатый; волосы на голове темно-русого цвета, довольно длинные, спускающиеся на плечи, но не густые; бороду [имел] длинную, довольно широкую, книзу несколько суживающуюся, цвета также темного… Вообще лице святителя выражало благочестие, кротость, доброту и вместе полную холодность к миру» (Молчанов. 1885. С. 141). В последние годы жизни П. «много изменился против прежнего; борода покрылась сединою и довольно значительно, особенно на щеках и около губ и в волосах появилась седина; лице сделалось крайне изможденным, как бы старческим… и цвет лица из темноватого, покрытого свежим румянцем, сделался желтовато-бледным» (Там же. С. 142-143).
Описания внешности П. содержатся и в рассказах о его посмертных явлениях. Так, еще в 1819 г. пономарь кафедрального Преображенского собора, решивший обокрасть соборную кружку, увидел старца «в монашеском облачении, грозно смотрящего на него». В описаниях чудес П. говорится, что больной «видел во сне монаха выше среднего роста, с длинною бородою и длинными волосами орехового цвета, довольно худощавого, но видного собою; пожилых лет, хотя не совсем старого»; в др. местах о святителе сказано как о человеке «высокого роста, сложения крепкого, мужественного, довольно плотного, судя по его телосложению, весьма изможденного; лице у него темно-оливковое с темно-русыми волосами, и с достаточною сединою, особенно в бороде»; как о монахе «в черной рясе, с клобуком на голове; волосы его были цвета темного с небольшими по местам сединами, длинные; клинообразная его борода имела довольно седины; на вид он был постен, изможден так, что щеки глубоко вдаются (внутрь); цвет лица был желтоватый» (Молчанов. 1885. С. 143. Примеч. 1; см. также: Димитрий (Самбикин). 1872. С. 32-33).
В кон. XIX в. был известен «древний портрет» П., сохранившийся «от времен святителя» (он был изображен в саккосе, а не в фелони); об этом или еще об одном портрете сказано: «С крестом на митре представлен святитель на древнем портрете, изображающем его в полном святительском облачении и во весь рост» (Молчанов. 1885. С. 83-84).
Гробница П. в 1843 г. была украшена медной посеребренной крышкой с чеканным образом святителя, держащего в руках крест и Евангелие (изготовлена на средства исцеленной помещицы М. М. Бибиковой), в 1876 г.- серебряной позолоченной пластиной с аналогичным рельефным изображением и с эмалевыми украшениями, созданной в мастерской «придворного фабриканта» А. М. Постникова в Москве (Там же. С. 128-129).
Один из портретов, воспроизведенный на фотографиях и в изданиях кон. XIX - нач. XX в., хранился в Тамбовском архиерейском доме (на территории Казанского мон-ря) (фотоснимок А. И. Самоцветова из альбома Тамбовской УАК, 1906, ТамбОКМ; Новочадова. 1913. С. 93; см. также фотографию 1930 г. «антипасхальной» выставки в Преображенском соборе (ТамбОКМ): Климкова. 2014. С. 22). По иконографии это изображение полностью соответствует единственному известному живописному портрету П. (Тамбовское ЕУ), очевидно входившему в галерею портретов Тамбовских епископов, формировавшуюся с рубежа XVIII и XIX вв. П. представлен по пояс вполоборота влево, на нем черная ряса и архиерейская мантия с красными скрижалями (украшены большими, расшитыми жемчугом крестами), на голове черный клобук, на груди большая панагия с образом «Восстание из гроба»; правой рукой святитель именословно благословляет, в левой держит жезл с крупным навершием в виде змей и с белым сулком. Внешность святителя на портрете соответствует описанной в Житиях святого: большие, глубоко посаженные глаза (скорее темные, чем светлые), прямой нос, вертикальная морщина на переносице, впалые щеки, прямая окладистая борода с проседью до середины груди, длинные волнистые волосы до плеч. Судя по наиболее сохранившимся фрагментам авторской живописи (на портрете много прописей и тонировок), он был создан в нач. XIX в. и, возможно, воспроизводит более ранний, впосл. утраченный оригинал.
Несмотря на наличие в Тамбове этого портрета, он не послужил источником для иконографической традиции: вероятно, иконописный первообраз П. создавался не в Тамбове, а в Москве на основании др. образца. Относительно точным воспроизведением портрета является золотофонная (с расписанными под эмаль полями) икона из собрания Нововалаамского мон-ря (Финляндия), к-рая, согласно надписи на обороте, была вложена в «храм Пречистыя Богоматери на Валааме» 13 авг. 1915 г. ген.-майором Н. П. Цытовичем «в память почивших воинов в Отечественную войну 1914-1915 г.». Иконописец не совсем точно передал нек-рые детали протографа: волосы святителя седые, борода раздвоена на конце, глаза светлые, панагия и навершие жезла меньше по размерам, вместо скрижалей - небольшие кресты. Очевидно, старческий возраст П. на иконе отражает зафиксированные в жизнеописаниях представления о его внешности в последние годы жизни. Иконографическая связь изображений П. с тамбовским портретом проявилась также в книжной графике (напр., в хромолитографии на обложке кн. «Житие, подвиги и чудеса свт. Питирима, еп. Тамбовского», изданной товариществом И. Д. Сытина в Москве в 1914) и на нек-рых иконах, где сходным образом решен жест св. старца, изображены панагия и жезл (частные собрания).
Наиболее распространенный тип изображения П., сделавший его облик хорошо узнаваемым даже при отсутствии надписи, восходит к миниатюрному портрету в рукописи «Описание чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского, с кратким сведением о его жизни» (ТамбОКМ), составленной в 60-х гг. XIX в., вероятно на основе ранней записи чудес, которую вели в Преображенском соборе с 1819 или 1832 г. Не исключено, что выходная миниатюра (в масляной технике) написана с использованием более раннего образца. Высказано предположение о том, что, поскольку в рукописи имеются заметки свт. Феофана (Говорова), управлявшего Тамбовской епархией в 1859-1863 гг., автором этого портрета или его оригинала является свт. Феофан, писавший иконы в академической манере, или портрет исполнен под его руководством (Абрамова Г. А., Лисюнин В. Ф., прот. Историко-музейный коммент. к изданию // Описание чудес свт. Питирима. 2014). П. запечатлен почти средовеком: у него крупные правильные черты лица, темные глаза под округлыми бровями, прямой нос, впалые щеки, слегка волнистые волосы до плеч, без проседи, пряди бороды спадают на грудь почти вертикально. На П. темная ряса и архиерейская мантия коричневого цвета с красноватыми скрижалями (без крестов) и с зеленой подкладкой, клобук немного сужается вверху, на груди - панагия с образом Спасителя; правая рука святителя - в именословном благословении, в левой - высокий жезл без сулка с навершием в виде посоха. У верхнего края надпись: «IIй Тамбовскiй Епископъ Питиримъ». Можно предположить, что портрет создан по сведениям очевидцев, подробно описавших облик явившегося им «монаха». В другой рукописной книге, датированной 1867 г. и озаглавленной «Запись о чудесах Святителя Питирима, второго епископа Тамбовского» (с пометой: «Принадлежит Тамбовскому Преображенскому Кафедральному Собору», в конце имя переписчика - Николай), помещена фотография, сделанная с подобного изображения (литографии?) в тамбовской фотомастерской А. Н. Гиршгорна в 1868 г. (ТамбОКМ). Сведения о портретах П., заказанных почитателями и исцеленными, известны с сер. XIX в. (напр., в 1857 его приобрела исцелившаяся от слепоты монахиня из Вознесенского мон-ря Смоленской губ.). Изображения святого находились во мн. домах Тамбова и Козлова (в семье Андреевых в 1884, во время исцеления их сына; в семье Поповых в 1893, во время исцеления дочери Марии; у Ф. Ф. Фёдорова в 1898 при исцелении сына Василия (образок П. был куплен в соборе) и др.).
Очевидно, одновременно с этим изображением или немного позднее были созданы его тиражные реплики, в частности литография (с.-петербургское цензурное разрешение от 8 окт. 1867), напечатанная в московской мастерской А. В. Морозова (литографский камень с портретом в «зеркальном» отображении хранится в архиве Тамбовского ЕУ). П. представлен без нимба, но в подписи он именуется святителем. Сохранился экземпляр подобного портрета, отпечатанный в той же мастерской позднее (московское цензурное разрешение от 14 февр. 1874; см.: РГБ. Ф. 213. К. 113. Д. 19). Рисунок на камне и отпечаток идентичны по иконографии и соответствуют по деталям изображения миниатюрному портрету в рукописи 60-х гг. XIX в. В верхних углах литографии - плетеный растительный орнамент, к-рый вместе с портретом воспроизводили на репродукциях в изданиях (см., напр., издания к открытию мощей святого: Справочник-путев. по г. Тамбову в дни торжеств по прославлению и открытию мощей св. Питирима / Изд. Комитета по прославлению св. Питирима. Тамбов, 1914. Вкл.; Успенский П., прот. Тамбовская чудотв. икона Божией Матери и свт. Христов Питирим. Тамбов, 1914. С. 9; возможно, изображение было опубликовано как образец новой иконографии П.) и на иконах 10-х гг. XX в.
В 1913-1914 гг., накануне общецерковного прославления П., были отпечатаны хромолитографии с его изображением в поясном и ростовом вариантах (Саратовский обл. музей краеведения, ЧерМО, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Кириллове, частные собрания). Тогда же появились иконы на металле, изготовленные, в частности, на фабрике А. Жако в Москве (ц. вмц. Анастасии и прп. Кассиана Угличского в с. Учма совр. Мышкинского р-на Ярославской обл.), а также иконы, напечатанные на деревянной основе (музей СПбДА); иногда они украшались недорогими латунными окладами или рамками (мемориальный музей-келья свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбове). На нек-рых эстампах (в т. ч. мастерской Е. И. Фесенко в Одессе, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина, Пензенский гос. краевед. музей) вверху на облаках помещены образы Спасителя с Евангелием и Богоматери с омофором - заимствование из широко известной традиции изображения свт. Николая Чудотворца (т. н. Никейское чудо). Существовали книжные репродукции, на к-рых П. показан на фоне Преображенского собора и образа Господа Вседержителя (Житие и чудеса свт. Питирима (еп. Тамбовского). М., 1914. С. 3), но иконописный извод с образом святителя на архитектурном фоне (вид Тамбова или кафедрального собора) так и не сложился. Подобные произведения, восходящие к миниатюрному портрету (на мн. изображениях сохр. не только рисунок, но и колорит или детали раскраски оригинала), как и репродукции в книгах, нередко служили образцами для иконописцев.
На основе печатных источников с 1914 г. в Москве, Тамбове, его окрестностях и соседних регионах писали иконы П. (так, 24 авг. 1914 на железнодорожном вокзале Борисоглебска была торжественно встречена духовенством приобретенная в Тамбове икона П.- Тамбовские ЕВ. 1914. № 37. С. 1088-1089). В основном это поясные изображения благословляющего святителя, показанного вполоборота влево, одетого в архиерейскую мантию и черный клобук, с панагией на груди, с жезлом без сулка в руке. Варьируются цвет скрижалей (часто они красные, как на портретах), количество седины в бороде и ее форма, длина волос (обычно слева пряди длиннее), форма жезла, письмо личного, орнаментальный декор. Изменяется цвет глаз святителя: от светло-голубого до темно-карего. Часто встречаются золотой чеканный фон, орнаментация эмалевых оттенков на полях (нередко в стиле модерн), полукруглое завершение средника. Крупные иконы П. этого извода хранятся в храмах Тамбова: в ц. Покрова Пресв. Богородицы (неск. образов, в т. ч. вклад П. Н. Фатеева в 1914; см.: Лисюнин. 2013. С. 48), в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря, а также в ризнице Николо-Иоасафовского собора Белгорода, в московской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, в ризнице Свято-Данилова мон-ря в Москве. Высоким качеством исполнения отличаются иконы-пядницы из ризницы Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), из Преображенского собора в Тамбове, из ризницы ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе, из музейных (ГРМ, ГИМ) и частных собраний (икона из семьи Лисюниных, Тамбов). Ростовые варианты этого типа изображения П. (концы мантии внизу соединены) имеются, напр., на иконах сер. 10-х гг. XX в. (ГРМ, часовня во имя П. над источником, Питиримовский зал Тамбовского ЕУ, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Тамбове (икона в окладе)). Образы из нижнего храма во имя прп. Серафима Саровского в тамбовской Покровской ц. и из частного собрания созданы, судя по ахроматическому цветовому решению, под влиянием хромолитографий. На некоторых иконах совмещаются особенности разных иконографических изводов. Так, на небольшом образе из Музея Библии в Иосифовом Волоколамском мон-ре (из собрания митр. Питирима (Нечаева)) П. показан с русыми волосами и бородой, но жест его благословляющей руки и тип жезла сходны с теми, что на портрете нач. XIX в. На нек-рых образках слева вверху в сиянии написан образ Иисуса Христа (частное собрание). Значительное число небольших икон выполнено во владимирских иконописных селах - по-видимому, их писали по заказу Тамбовского архиерейского дома и использовали в качестве подносных и «раздаточных» (икона из частного собрания с надписью 1920 г. на обороте). Для этих целей служили и упрощенные по письму иконы в серебряных или посеребренных металлических окладах (ТамбОКМ). Есть сведения о том, что в Тамбове были свои художественные мастерские, где писали иконы к канонизации П. (Кученкова. 1993. С. 105). К торжествам были изготовлены также памятные серебряные и латунные жетоны с поясным образом святого (ТамбОКМ, мемориальный музей-келья свт. Луки (Войно-Ясенецкого), частные собрания; на обороте иногда помещали Девпетуровскую икону Божией Матери), а также, вероятно, партии эмалевых образков в фигурной оправе - работы ростовских мастеров-финифтянщиков (ЦМиАР, ТамбОКМ, частное собрание).
Редкий иконографический извод, практически не востребованный иконописцами, основан на эпизоде Жития П. с явлением ему исп. Прокопия Декаполита, а затем в небесах - Спасителя с Евангелием в руке. Вероятно, такие композиции, позволявшие «прикровенно» молиться П., обращаясь к его тезоименитому святому, появились в 30-х гг. XIX в., когда почитание святителя получило новый импульс. Они восходили к изображению, созданному вскоре после кончины П. и размещенному возле его надгробия. В 1833 г. помещик Н. А. Мотовилов в благодарность за исцеление от болезни ног пожертвовал 150 р. «на отделку» портрета П., находившегося над его гробницей (Молчанов. 1885. С. 201). На эти средства была изготовлена резная позолоченная рама, портрет помещен под стекло. По свидетельствам современников, в надгробном портрете удостоившиеся видений святителя находили «много сходного», а некоторые сразу опознавали явившегося (купец Н. М. Калашников в 1841). Напр., тамбовской помещице С. Г. Соколовой в 1834 г. явились во сне 2 монаха (П. и исп. Прокопий), к-рых она узнала, увидев портрет возле гробницы (Там же. С. 201-202). Еще одна такая композиция размещалась на сени (в виде часовни) над источником (колодцем) П., отстроенным к 1863 г. при свт. Феофане Затворнике (Подвижники Тамбовского края: (XVII-XIX вв.) / Изд. П. И. Бенедиктова. Тамбов, 1903. С. 7).
Наиболее значительное живописное произведение с таким сюжетом, выполненное (или полностью прописанное) во 2-й четв.- сер. XIX в. (с поновлениями кон. XX в.), в наст. время находится возле раки с его св. мощами в Преображенском соборе Тамбова. П. изображен слева, коленопреклоненным, руки - в молитве перед грудью, его одеяние необычно: митра, фиолетовая мантия с источниками, светлый омофор, панагия (этот тип облачения использован, возможно, под влиянием иконографии свт. Иннокентия Иркутского), нимб отсутствует. Святитель - средних лет, с аскетическими благородными чертами лица и довольно длинной темно-русой бородой. Обращение П. к исп. Прокопию проиллюстрировано строками текста, исходящего из уст святителя, а текст молитвы исп. Прокопия Богу расположен в виде нимба вокруг его головы. Иисус Христос восседает на облаке в левой верхней части композиции, стоящий справа исп. Прокопий возвел глаза к небу. В 40-х гг. XX в. существовало предание (зафиксировано в 1980), что образ был написан свт. Феофаном Затворником (Лисюнин. 2013. С. 196).
Икона из Музея Православной Церкви в Куопио (Финляндия), небольшая по размерам и упрощенная по художественному исполнению, в соответствии с надписью на обороте в 1840 г. была подарена мон. Пионием (возможно, уроженцем Тамбова) знаменитому настоятелю Валаамского мон-ря игум. Дамаскину (Кононову) (икона упом. в описи валаамского имущества 1942 г.: АФВМ. Bd: 15. Л. 61. № 60). По иконографии она близка к живописному образу: святитель предстоит на коленях в левой части композиции, черты лица крупные, волосы и борода русые, без проседи, облачение охристо-красноватых оттенков, надпись: «преос(щ) Петеримъ Епис[…] Танъбов(с)кiи». В нач. XX в. печатали литографии с этим сюжетом, повторяющие надгробный оригинал (один из экземпляров - с московским цензурным разрешением от 16 янв. 1914, мастерская Фесенко в Одессе, частное собрание). В отличие от композиции на ранних памятниках фигура исп. Прокопия поставлена глубже в пространстве, отличаются цвета одеяний, вокруг головы П. нимб, на левой руке четки (см. также: Новочадова. 1913. С. 52).
Уникальным по иконографии является чеканный образ П., расположенный в наст. время над ракой святого. Позолоченная пластина горизонтального формата с невысоким рельефом, гравировкой и эмалевыми вставками была изготовлена ок. 1914 г. для размещения на одной из сторон престола Преображенского собора (облачение престола). П. представлен стоящим фронтально на орлеце во время богослужения, с крестом и трикирием в разведенных руках, на фоне отверстых царских врат храма и местного ряда иконостаса. На нем саккос, декорированный крестами, омофор, панагия, палица, на голове невысокая митра, напоминающая по форме архиерейскую шапку. Над фигурой надпись: «Св. Питиримъ Тамб. .».
В нач. XX в. начала формироваться житийная иконография П. В 1904 г. был разобран 2-этажный притвор Преображенского собора в Тамбове и построен большой новый. В 1914 г. закончены его росписи (исполнены масляными красками в живописном стиле; реставрированы в 1994-1998, ок. 2014) с изображением сюжетов из Жития П. (по сведениям 1914 г., к торжествам прославления П. соборный храм в Тамбове был «великолепно отделан» на средства статс-дамы имп. двора А. Н. Нарышкиной, см.: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свят. Синода по Ведомству правосл. исповедания за 1914 г. Пг., 1916. С. 8). На стенах вдоль лестницы и вверху изображены композиции (на архитектурных и пейзажных фонах): в юж. части - «Моление свт. Питирима перед Тамбовской иконой Божией Матери в лесу» (роспись значительно поновлена), «Воздвижение креста на месте основания Трегуляевской обители», «Хиротония свт. Питирима», «Шествие свт. Питирима в палаты после хиротонии при государях Петре и Иоанне Алексеевичах»; в сев. части - «Явление свт. Питириму исп. Прокопия Декаполита» (роспись значительно поновлена), «Ископание колодца свт. Питиримом», «Участие свт. Питирима в погребении патриарха Иоакима», «Построение свт. Питиримом Тамбовского кафедрального собора»; в центре на потолке - «Прибытие свт. Питирима в г. Козлов». Во многих композициях П. изображен в монашеской одежде. В росписи верхнего храма образ П. включен в группу праведников в композиции «Страшный Суд», расположенной на западной стене церкви по сторонам входа, а также в состав избранных святых, подвизавшихся в Тамбове и соседних епархиях (святители Митрофан Воронежский, Иоасаф Белгородский, Тихон Задонский, прп. Серафим Саровский), написанных стоящими вместе в церковном интерьере с иконой Спаса (П.- в центре группы в синей мантии; композиция находится в юж. части зап. стены).
Не ранее 1914 г., возможно на основе хромолитографии, была создана икона П. с 12 клеймами Жития: от его пострига и занятий иконописанием до явления исп. Прокопия Декаполита и погребения П. (Старооскольский краевед. музей, см.: Госкаталог РФ. № 19844169). Моление П. в лесу изображено на иконе фигурной формы, располагавшейся в навершии киота с фелонью П. (Сорок чудес. 2014. С. 16). Существовали и др. иллюстрации к Житию П. (сюжет с исцелением болящего, см.: Свт. Питирим, еп. Тамбовский, его жизнь и чудеса / Изд. Е. И. Фесенко. Од., 1914. Обл.). Образ П. также входил в композиции с образами святых, прославленных в годы правления имп. мч. Николая II.
В искусстве XX в. образ П. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой), в частности на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (программа разработана по благословению свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ, СДМ) и их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (святитель в мантии и округлом клобуке предстоит в молении рядом с прп. Серафимом Саровским), а также в композиции «Собор святителей, в земле Российской просиявших» 50-х гг. XX в. (митрополичьи (патриаршие) покои ТСЛ). На иконе рус. чудотворцев в молении Господу Вседержителю, подаренной патриарху Алексию I в память 500-летия автокефалии РПЦ «от русских людей в Югославии» (1948, митрополичьи (патриаршие) покои ТСЛ), образ П., нехарактерной иконографии (седовласый старец с небольшой бородой, на голове невысокая митра с опушкой), помещен среди святителей в верхней части правой группы. К 1000-летию Крещения Руси, ок. 1988 г., были выполнены росписи интерьера верхнего и нижнего (во имя прп. Серафима Саровского) храмов в тамбовской ц. Покрова Пресв. Богородицы (поновлены в 10-х гг. XXI в.). Образ П. введен в настенные композиции «Божия Матерь с Младенцем, с Тамбовскими святыми», «Деисус, с избранными святыми» (особо почитаемыми в Черноземье). Во 2-й пол. XX в. домашними иконами нередко служили небольшие черно-белые фотографические или печатные изображения П.
Один из первых значительных иконописных образов П.- ростовое прямоличное изображение святителя с внутренней стороны на крышке раки (выполнено до 1993): он в архиерейской мантии и черном клобуке обеими руками поддерживает Евангелие. На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной он изображен в рост в архиерейском богослужебном облачении (саккос, омофор, палица, митра), в левой руке - Евангелие. На небольшом резном деревянном образе кон. XX в. (Музей Библии Иосифова Волоколамского мон-ря) представлены вместе прп. Иосиф Волоцкий и П. (с непокрытой головой), как соименный святой митр. Питирима (Нечаева), к-рому принадлежала икона. В 1998 г. скульптор А. В. Климков по заказу архиеп. Евгения (Ждана) выполнил керамический триптих с изображениями Собора Тамбовских святых, П. и Тамбовской иконы Божией Матери, с этого времени он изготавливал рельефные иконы П. традиц. извода (левая часть керамического триптиха; хранятся в церковных и частных собраниях). В 2017 г. был вышит покров на раку святителя (мастерская Т. И. Бариновой; П. в светлых жемчужных ризах, личное в технике живописи).
На основе сюжетов росписей притвора Преображенского собора в кон. 90-х гг. XX в. в древнерус. традициях создана икона П. с житием (нижняя Благовещенская ц. в Преображенском соборе Тамбова). Центральный образ святого, в богослужебном облачении, с разведенными в стороны руками, окружен 18 клеймами: рождение святого; П. приходит в мон-рь св. Иоанна Предтечи; монашеский постриг святого; П. занимается иконописанием; молитвенный подвиг святого; поставление П. во епископа; приезд П. в Тамбов; проповедь П. язычникам; П. беседует со свт. Митрофаном Воронежским; основание Трегуляевского мон-ря; погребение патриарха Иоакима (Савёлова); явление П. исп. Прокопия Декаполита; начало строительства Преображенского собора; основание Вознесенского жен. мон-ря; погребение П.; исцеление у раки П.; обретение св. мощей П. в 1914 г.; перенесение св. мощей П. в 1993 г. Во многих, особенно в ранних, клеймах цикла П. написан в монашеской одежде, позднее - в саккосе, омофоре и митре.
В 2014 г., к 100-летию канонизации П., на Соборной пл. в Тамбове был установлен памятник святителю (скульптор А. И. Рукавишников). Монумент представляет собой бронзовую фигуру П. на высоком постаменте, размещенную с юго-зап. стороны кафедрального собора, где хранятся мощи святителя. П. представлен в традиц. облачении, как на большинстве портретов и икон, в левой руке вместо жезла держит высокий апостольский крест. На памятнике указаны уточненные даты жизни святого: 1644-1697 гг. Тогда же для часовни над источником Рукавишников изготовил скульптурный образ П., к-рый в простой монашеской одежде (подрясник, короткая мантия и округлый клобук), склонившись, наливает воду из большого ковша. К юбилейным датам П. изготавливались памятные медали: в частности, с оплечным образом святителя - в 1989 г. в С.-Петербурге (к 75-летию канонизации, медальер Я. Я. Раменский, Моршанский историко-худож. музей, частное собрание), с поясным прямоличным образом - в 1998 г. (к 300-летию преставления, предприятие «Софрино», архив Тамбовского ЕУ). На 2-й медали П. представлен как храмоздатель и покровитель Тамбова: он держит в левой руке модель Преображенского собора, фоном является городской вид с церковью на берегу р. Цны. К 300-летию преставления П. были изготовлены также формы для оттиска на просфорах с его изображением (архив Тамбовского ЕУ).
Образ П. занимает одно из центральных мест в композиции «Собор Тамбовских святых», разработанной после установления празднования 28 июля (день памяти П.) 1988 г. В наст. время в Преображенском соборе находится икона с расширенным составом святых, связанных с Тамбовской землей (ок. 2007, московские иконописцы). П. представлен также в иконографии «Святые Липецкой земли», «Собор Липецких святых» (кафедральный собор Рождества Христова в Липецке). Изображения П. встречаются в творчестве совр. тамбовских художников, подробно проиллюстрирована детская кн. «Сказание о свт. Питириме Тамбовском, чудотворце» - от рождения буд. святителя до исцелений у его гробницы (Тамбов, 2014; иллюстрации Л. В. Прониной).